- Ямвлих из Халкиды
- (ок. 280 - ок. 330) - представитель неоплатонизма, глава его сирийской школы. Ему принадлежат сочинения: «Жизнь Пифагора», «Свод пифагорейских учений», «О мистериях» и др.
Ямвлихеще больше усложнил учение Плотина, чем Порфирий. Он исходит из трех категорий, которые ввел Плотин: Единое, Ум, Душа. Но эти категории у Ямвяиха еще более усложняются и дифференцируются. Так, он делит Единое Плотина на два Единых: Единое, как у Плотина, которое выше всякого бытия, и Единое, которое есть начало всякого последующего, называемое также Благом. Ум также делится Ямвлихом на Ум мыслящий и Ум мыслимый. Душа делится на триады.
Два вида Ума он в дальнейшем также делит на триады и т.д. Здесь проявяяется ставшая характерной для позднего неоплатонизма схоластичность их построений. У Ямвлиха все эти построения носят явно схематическую форму и проникнуты мистикой.
Ямвлих был прозван «Божественным» за внесение в свои философские рассуждения религиозно-мифологических тенденций.
Особенно это проявилось в практической философии Ямвлиха, в которой он стремился восстановить обряды языческой религии и все, что с ней связано. Главное, по мнению Ямвлиха, - это вера в богов. Он придавал большое значение общению с богами, поэтому много занимался теургией (искусство воздействовать на волю богов и вызывать их расположение), мантикой (различные способы гадания), жертвоприношениями, молитвами.
Великие философы: учебный словарь-справочник. — М.: Логос. Л. В. Блинников. 1999.